Учредитель клуба
Титульный спонсор
1993 / 94
1995 / 96
1996 / 97
2005 / 06
Хоккейный клуб Лада
Тольятти

Донат Стальнов: «Мы постараемся отдавать все силы ради побед»



Прошлый сезон стал для 23-летнего Доната Стальнова первым полноценным в КХЛ. Несмотря на это, уже по ходу регулярного сезона Донат стал капитаном ХК «Сочи», а также оказался одним из лучших российских центров по проценту выигранных вбрасываний. В большом интервью allhockey.ru новобранец «Лады» рассказал о значимой роли капитанства в своей жизни, упорном пути наверх через ВХЛ и безгранично бесценной хоккейной дружбе.

Дружба Доната с Мичковым: стал наставником в ХК «Сочи» и находился рядом в трудные и радостные моменты, в ответ Матвей позвал его на драфт

- Незадолго до разговора ты упомянул, что в последние дни отпуска было много разных забот дома. Привычное состояние перед началом предсезонки?

- Всегда стараюсь проводить отпуск с семьей. У меня ведь и брат работает видеотренером в воскресенском «Химике», действующий чемпион ВХЛ. И отец – начальник команды в «Локомотиве». Поэтому в отпуске каждый из нас стремится провести друг с другом, с мамой, с родственниками как можно больше времени. У нас большой дом в Ярославле, там и проводим время вместе.

- Как проходит лето в такой хоккейной семье? Получается ли абстрагироваться от хоккея?

- Это лето получилось особенно насыщенным: с братом недавно выставляли Кубок Петрова для детишек в Рыбинске, провели им теоретическое занятие; были на шикарной свадьбе моего близкого друга – у Дани Мисюля и его невесты Софьи. А так, конечно, касаемся темы хоккея. От нее не уйти. Летом к тому же остается много хоккейных событий. В июне мой очень близкий друг Григорий Денисенко сыграл в финале Кубка Стэнли. Всей семьей ночью проснулись – смотрели ту игру. Но в любом случае: когда мы все вместе летом, все равно отвлекаешься и разгружаешься. Наслаждаетесь тем временем, которое проводите друг с другом. У нас большая собака есть, южноафриканский бурбуль по кличке Фрэд: всегда гуляем с ним всей семьей – на речку, на ярославскую Стрелку. Каждое лето всегда играю в большой теннис с друзьями. Очень любим и с отцом, и с братом съездить на рыбалку, на спиннинг.

- Как клев?

- Ой, хорошо! Щуки классные, отлично шли. По весу не проверяли, все-таки ради удовольствия это делаем, а не для каких-то рекордов. Но клев хороший, как и природа, погода... Выбираем частенько денек – и на Рыбинское водохранилище, отличное времяпрепровождение.

- Но все-таки ненадолго покинуть эту идиллию тебе пришлось. Расскажи, каким образом ты оказался на драфте НХЛ прямо в боксе Мичкова? Настолько сдружились за полгода в «Сочи»?

- Ну, Матвей не нуждается в особом представлении. Это большой талант, за развитием которого следят во всем мире, и я здесь не исключение. Мы познакомились, когда он приехал к нам в «Сочи». Естественно, я имел представление о Мичкове и раньше, следил за его карьерой, какими-то жизненными шагами, отношением к хоккею. И когда я увидел это все воочию в «Сочи», я еще раз получил подтверждение, почему именно его принято называть некстваном.

- В Ярославле вы вряд ли успели пересечься. Но сыграло ли на руку ваше общее прошлое в этом городе? Взял его под крыло на правах капитана, как вариант?

- Да, в ярославские времена мы не были знакомы. И до этого мы не общались так плотно, как это получилось в этом году в «Сочи». Но у нас и вправду было очень много общих тем на почве ярославской школы, через которую мы оба проходили в своей жизни и которой оба благодарны за вклад в становление нас как игроков. Было что обсудить. И, конечно, как капитан я осознавал, каково это – прийти молодому игроку во взрослый хоккей. Я сам дебютировал в КХЛ очень рано: тогда в «Торпедо» вокруг меня были опытные ребята, которые мне помогали. Поэтому и мне хотелось так же помочь Матвею – каким-то словом, делом. Так постепенно и сблизились: наставничество и общие темы для обсуждения переросли в плотное общение, затем Матвей пригласил меня на драфт – разделить вместе этот важный день в его карьере. Очень благодарен ему за эту поездку, все прошло отлично.

- Насколько знаю, Матвей сам собирал себе команду для поездки, всем оплатил дорогу, расходы.

- Я бы не сказал, что там была прям «команда». Его близкие – мама Мария Георгиевна и брат Прохор. Еще был друг из Питера – Миша, который помогал с переводом на интервью Матвею, ну, и в целом всем нам в этой затяжной поездке по Америке. Еще в организации поездки сыграл большую роль агент Матвея – Макс Моливер. Всей нашей дружной группе хочется сказать большое спасибо, это время, которое запомнится на всю жизнь.

- Когда узнал об этом приглашении?

- После окончания сезона в «Сочи». Так получилось, что все развивалось на фоне трагичных событий в семье Мичковых. Когда все это произошло, я чувствовал, что Матвею необходима поддержка. Летали вместе в Пермь, старался быть рядом на протяжении всех этих печальных дней и процедур. Он в свою очередь сказал: «Ты был со мной в самый трудный день в жизни – я бы хотел, чтобы ты разделил со мной и радостные мгновения».

- Весьма характерно раскрывает личность Матвея.

- Безусловно. Даже если сравнить Мичкова, который только приехал к нам в конце декабря, с тем, что есть сейчас – это намного более взрослый человек. Парню 18 лет, он меняется – и по повадкам, и по поведению. Видно, как по поступкам он становится более взвешенным и обдуманным. Вокруг него в последнее время большой ажиотаж – и в СМИ, и везде, но он с этим хорошо справляется.

- Нынче у разного рода журналистов вошло в моду вбрасывать негатив в адрес Мичкова. Обычно это делается по одной и той же технологии: мне сказали, что кто-то слышал от кого-то, кто когда-то пересекался с Матвеем. В это же время те люди, кто реально приближен к Мичкову, далеки от таких одиозных трактовок.

- Соглашусь, что это надуманно. Я вот нахожусь рядом и вижу все изнутри. Но сколько людей, столько и мнений. Лично я, пообщавшись близко, уже плечом к плечу, ничего плохого о Матвее сказать не могу. Когда мы не были с ним знакомы, до меня тоже доходили разные истории и слухи – кто-то что-то услышал и пересказал дальше. Вокруг громкой фамилии всегда присутствует эффект сарафанного радио. Сейчас он у всех на слуху, много где мелькает: каждому хочется что-то сказать на его фоне, сделать какой-нибудь жирный заголовок. Повторюсь, за эти полгода я наблюдал, как растет и взрослеет Матвей, как он отвечает за свои слова и поступки. Могу охарактеризовать Мичкова как порядочного парня. Он очень открытый и добрый, трудолюбивый. Вся его жизнь сейчас крутится вокруг хоккея: если ты с ним общаешься, то так или иначе все разговоры сведутся к этой теме. Еще для меня стало откровением, сколько времени он уделяет работе вне льда. У нас в «Сочи» он проводил очень много минут на площадке, но после каждой игры, после каждого тяжелого матча, он уходил в бросковую зону и отрабатывал технику. Всем парням уже хотелось отдохнуть после матча, уезжали домой, а Матвей в это время продолжал работать. Для меня это яркая иллюстрация трудолюбия и отношения к делу.


Закрепился в КХЛ после трех сезонов в Высшей лиге: в ХК «Сочи» покорил игрой на вбрасываниях, азам которых учился у Артема Анисимова, а за «Ладу» уже играл в ВХЛ – тот сезон у Белова считает одним из прорывных

- Этим летом ты перешел в новую «Ладу». Перспективы оказаться у истоков возрожденной команды интригуют?

- Это, безусловно, очень приятно. И хороший вызов. Потому что «Лада» – большой клуб, с большими традициями. Играть в таком – очень почетно. Об интересе узнал после открытия рынка, в начале мая. Я уже был знаком с организацией, провел в Тольятти один сезон в ВХЛ, а сейчас «Лада» была очень заинтересована в моем возвращении. Год назад, когда я переходил в КХЛ, в «Сочи», они не очень хотели меня отпускать – и это тоже по-своему ценно. Тот отрезок в «Ладе» был полезным для меня, отдельное спасибо Валерию Геннадьевичу Белову, с которым мы работали в Тольятти. Большой специалист, который дал мне ощутимый толчок в развитии, много доверял, отводил важную роль. Был бы рад с ним еще поработать в своей жизни.

- В ВХЛ у тебя была насыщенная карьера. Провел там пару-тройку сезонов, попробовал много интересных клубов, наверняка в каждом были свои истории. Можешь ли сейчас, будучи игроком КХЛ, оценить этот этап как школу жизни? Вероятно, не всегда самую приятную и роскошную, но все-таки полезную для становления как профессионала.

- Конечно. В каждой из команд я получал большой опыт, везде я рос как личность. Так по чуть-чуть, можно сказать, и собирал паззл. Узнавал что-то новое, приобретал определенные черты характера, которые важны во взрослой карьере. Эти годы в ВХЛ помогли мне сформироваться как игроку, причем не только на льду, но и в бытовой составляющей. Общаясь с разными людьми, тренерами, руководителями, с которыми пересекаешься в командах ВХЛ, ты обретаешь важные детали. И обычно встречаешь на своем пути много интересных игроков – как возрастных именитых ветеранов, так и множество молодых талантливых парней, которые в будущем заявляют о себе. Все это и сейчас в КХЛ мне здорово помогает, чтобы и дальше становиться еще опытнее и сильнее.

- Как правильно вести себя в ВХЛ, чтобы не остаться там навсегда?

- Должна быть цель. У меня всегда был горизонт – идти дальше и играть в КХЛ. Я к этому шел и усердно работал, в какой команде бы ни оказывался. Очень благодарен своей семье, родителям, брату, которые всегда поддерживали в непростые отрезки карьеры. Все равно любой переезд – это испытание. Из города в город, смена команды, коллектива. Это трудновато в моментах, и здесь не стоит недооценивать поддержку от близких, она очень значима во время таких этапов карьеры. Ситуации бывали и бывают разные, но когда есть люди, которые помогут не опустить руки, у тебя появляются новые силы, чтобы развиваться дальше и продолжить двигаться вперед.

- Год в ХК «Сочи»: тяжелый сезон с тяжелыми сериями поражений. Но, тем не менее, это был твой первый полноценный сезон в КХЛ – он точно запомнится надолго.

- Запомнится, конечно! Было очень полезно. Даже в тяжелые моменты я извлек много опыта для себя за этот год. Полноценный сезон в главной лиге страны – это всегда большой простор для развития. Старался многое перенимать у больших игроков, мастеровитых – здесь ты с ними встречаешься постоянно. Работа в коллективе, у которого не идет результат – только закалила и придала много сил, опыт на будущее, чтобы не допустить такого в своей жизни вновь, умение правильно проявить лидерские качества в раздевалке в нужный момент. Можно сказать, что сезон для нашей команды был провальным. Но, уверен, он закалил многих ребят, кто был в этом коллективе.

- Для многих в КХЛ стало откровением твое умение играть на вбрасываниях. Это прослеживалось в ВХЛ, но и на новом уровне ты закончил сезон в районе десятки лучших во всей лиге. Это твой конек, который ты по-прежнему продолжаешь совершенствовать?

- Каждый день! Работаю над вбрасываниями постоянно. Во время сезона всегда прошу ребят из команды остаться со мной после тренировки. В летний период тоже совершенствую навыки. Перед играми специально готовлюсь к каждому сопернику: чтобы знать, кто против тебя будет играть на точке – леворукий-праворукий, как предпочитает выигрывать, куда отбрасывать. Готовишься под каждого центрального, потом стараешься разобрать это с ребятами, чтобы они понимали, как действовать в момент вбрасывания. Помню, когда я только начинал в молодежке в «Локомотиве», к нам приезжал Артем Анисимов. Он уроженец Ярославля и тем летом готовился к сезону на наших катках. Мне посчастливилось тогда поработать с ним: вместе выйти на лед и тренироваться друг с другом. Для меня это было откровением в те годы: Артем дал много важных уроков по вбрасываниям, рассказал и показал, как это делается в НХЛ. С возрастом я стал все это анализировать, совершенствовать. Потому что для центрального нападающего это настоящий хлеб. Хочется быть лучшим в этом деле. Вы правильно отметили: по ходу сезона мне даже удалось побывать лучшим из россиян по вбрасываниям – шел в пятерке лидеров в компании центров-легионеров. Это моя работа. Меня и в меньшинстве часто выпускают, чтобы я выиграл точку, и команда могла убить время.

- Ведь не каждый об этом задумывается. Насколько это кропотливая работа, насколько в ней нужно быть въедливым. Судя по твоему рассказу, в твоей практике и вовсе намного больше ментальной и аналитической работы, нежели технической.

- Да, наверное, сейчас в моей работе над вбрасываниями уже остается больше анализа. Но для тех, кто хочет совершенствовать навык – это большой простор для изучения, целая наука. Не просто вбросили шайбу, и пошли играть – нет. Важно понимать и оценивать, кто как встанет на точку, кто как расположится. Большую роль играют партнеры: подборы нейтральной шайбы, например. Важно, чтобы играла вся пятерка, и хороший центральный должен уметь это все координировать заранее. Даже навскидку: я вот прямо сейчас вспомнил целых три гола, которые мы забросили благодаря действиям на вбрасываниях. Помню, оставалось пять секунд до конца периода, и тренерский штаб специально выпустил меня под вбрасывание в зоне атаки. Хорошо сработали и успели забить гол. Любое такое вбрасывание ценно, ведь каждая шайба впоследствии может стать решающей.


Капитанство и дружба: в каждой раздевалке становился лидером, очень ценит работу в коллективе и получает удовольствие от помощи всем, кто его окружает

- Думаю, ты и сам прекрасно знаешь, что за годы в ВХЛ «Лада» запомнилась с негативной стороны. Было много амбиций и громких слов, но из сезона в сезон это никак не подкреплялось делом. Лишь однажды удалось пройти первый раунд, в один год вовсе умудрились не выйти в плей-офф. Как избежать подобной участи в КХЛ? Как правильно себя позиционировать в новой лиге?

- Сложно говорить за те команды «Лады», в которых я не играл. Тот коллектив Валерия Белова, в котором был я в позапрошлом году, как раз и прошел первый раунд. Это была отличная команда, Валерий Геннадьевич раскрыл большое количество парней, многие из ребят шагнули в КХЛ. Назаров и Белозеров, например – сейчас они стабильные игроки основы в «Нефтехимике». Илья Проскуряков после того сезона сумел вернуться в «Трактор» и даже поехал на Матч Звезд КХЛ. Коллектив был отличный. Во втором раунде мы попали на «Рубин», который стал чемпионом. Три игры из четырех проиграли в овертайме. Что касается раскладов на будущий год... Думаю, многое будет зависеть от правильной атмосферы в коллективе, нужно поймать свою волну. Мы все прекрасно понимаем, что команда новая, за день-месяц идеальный коллектив с нуля не строится. В первую очередь будет важен правильный настрой. Со своей стороны хочу сказать болельщикам, что мы сделаем все возможное, чтобы всегда их радовать, сохранять полные трибуны. А трибуны в Тольятти заполнялись даже в тот год, когда я вместе с «Ладой» играл в ВХЛ – было очень приятно находиться в такой атмосфере. Город живет хоккеем и любит его, мы постараемся отдавать все силы ради побед. Будем усердно работать, чтобы их было как можно больше.

- Интересная ремарка про коллектив с твоей стороны. Ведь практически во всех своих командах, начиная с самых юных, ты был капитаном. В паре редких случаев – ассистентом, но нашивка с тобой оставалась всегда. Это явно черта характера, органично чувствуешь себя в работе с коллективом.

- Можно так сказать, да. Всегда нравилось это. С детства равнялся на больших игроков, которые могли зарядить людей вокруг себя. В школе «Локомотива» играли с Колей Коваленко, много общались в детские годы в Ярославле – его отец, Андрей Николаевич, тоже хороший пример. Как-то так и повелось: в юношеской команде «Локомотива» был капитаном, в молодежках Ярославля. В чемпионской команде, которая взяла Кубок Харламова, тоже был капитаном, когда оказывался в заявке. Но, наверное, в силу каких-то внутренних моментов медаль до меня так и не дошла. Тем же летом уже переехал в систему «Торпедо», где дебютировал и в КХЛ, и в ВХЛ. В Высшей лиге были взрослые коллективы, много старших ребят, но нашивка и там оставалась при мне. Спасибо всем тренерам, всем ребятам за доверие.

- Очевидно, что все это неспроста. Получается, ты умеешь заряжать людей вокруг себя. Наверняка испытываешь удовольствие от того, что делаешь их лучше, черпаешь какую-то энергию, вдохновение от этого?

- Наверное, да. Все-таки сложно говорить про себя в этом контексте – такое правильно оценивать со стороны. Но раз так в моей карьере получается, что ребята всегда выбирают, значит, я приношу команде пользу, могу стать примером в быту или на льду для них. Отдать всего себя, свою энергию на благо коллектива. В принципе я и правда стараюсь так делать; значит, удается, получается, если выбирают.

- В «Ладе» ты явно будешь претендовать на капитанство. Есть идеи, как правильно выстроить атмосферу в коллективе, который только-только собрался? Или у тебя уже все настолько органично получается, что ты даже не задумываешься об этом?

- Сейчас уже да, это автоматизм, я просто остаюсь самим собой. С точки зрения психологии, возможно, получается внутри себя чувствовать коллектив, возникает понимание, когда нужно что-то сказать. Потому что бывают весьма тяжелые разговоры с командой за закрытыми дверями. Даже в последнем сезоне в «Сочи»: был очень тяжелый год для команды, но все равно нужно было продолжать бороться и играть. Помню, когда меня назначили капитаном, как-то удалось встряхнуть команду. Мы встрепенулись, начали побеждать. По Интернету даже гуляла статистика, что на этом отрезке мы выиграли больше матчей, чем по всему сезону до этого. Было важно находить правильные слова для команды в тот промежуток времени. Если ты не чувствуешь свой коллектив, то сложно построить здоровую хорошую атмосферу. У каждого бывают свои бытовые проблемы, и твоя задача как капитана – сделать так, чтобы хоккейная раздевалка жила друг другом, была заряжена на работу, а ребята могли на время отключиться от неприятностей, которые остаются за ее пределами. При этом на льду нужно оставаться примером: важно не только вовремя забить гол, но и заблокировать бросок у своих ворот, где-то провести силовой прием. Нужно проявлять свое лидерство, где-то за партнера вступиться даже ценой драки. У капитана должно быть много черт, и я стараюсь держать среди них баланс.

- На самом деле даже невооруженным глазом видно, что люди к тебе тянутся. Ты сам упомянул давнюю дружбу с Денисенко, очень яркая история с Мичковым. Наверняка капитанство приумножает количество твоих друзей в разы, ведь в твоем случае оно неразрывно связано именно с дружбой. Тебе только 23, а за свою карьеру ты уже успел стать настоящим другом для большого количества людей. Когда хоккейная дружба так интегрирована в жизнь – это очень ценно.

- Конечно. Хоккейная дружба – это не пустые слова, она занимает большое место в жизни каждого из нас. Если хоккейная жизнь хаотична, то вот дружба в ней – вещь постоянная. С тем же Гришей Денисенко мы с самых юных лет дружим, уже полжизни знакомы: всегда на связи, всегда на телефоне, в трудные моменты рядом, даже невзирая на разницу во времени. По поводу людей вокруг – опять же, не хочется говорить каких-то громких слов, это не то, что стоит оценивать самому. Но, видимо, получается, что я являюсь для своих ребят примером, могу дать какой-то совет, поделиться жизненным опытом. Не отказываю никому в помощи. Наверное, на меня можно положиться, но это стоит оценивать не мне, а людям вокруг – так будет правильнее. Если знакомство со мной ценно для ребят, я этому рад. Это вдохновляет. Значит, что я делаю все правильно.


Возврат к списку

 
бронзовые призеры
победители
финалисты
Наши именинники